Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Противодействие терроризму и экстремизму

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

В отечественной литературе терроризм рассматривается как крайняя форма проявления экстремизма. Под экстремизмом (от лат. extremus – крайний, чрезмерный) принято понимать приверженность крайним взглядам и мерам в политике, выражающуюся в применении силы, агрессии, разжигании розни между народами.

Сущность экстремизма проявляется:

1) в деятельности физических лиц или организаций по планированию, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, в создании незаконных вооруженных формирований, в публичных призывах к осуществлению террористической деятельности и ее финансировании;

2) в пропаганде и публичной демонстрации нацистской и сходной с ней атрибутики или символики. Под терроризмом (от лат. terror – страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов. Под сущностью терроризма понимают совокупность характерных черт, присущих ему как социально-политической и правовой категории и составляющих внутреннее содержание преступного деяния.

Выделяют следующие отличительные черты терроризма:

  1. Порождает высокую общественную опасность, возникающую в результате совершения террористических действий либо их угрозы.
  2. Имеет публичный характер преступных действий, требования предъявляются открыто.
  3. Преднамеренно создает обстановку страха, подавленности, напряженности во всем обществе.
  4. Страх выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели. 5. Воздействие на лиц, от которых террористы хотят получить ожидаемый результат, может быть как прямым, так и косвенным. Например, взрывы в общественных местах с целью принуждения власти к удовлетворению требований, представляют собой прямое воздействие на власть. Но эти же действия могут оказать косвенное воздействие на население, породить недоверие к власти как неспособной навести порядок и привести к потере голосов избирателей на выборах. Для осмысления сущности терроризма необходимо также понимание таких терминов как «идеология насилия», «террористическая деятельность», «террористический акт», «террор» [3, с. 80]. Статья 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет терроризм как идеологию насилия и прак- 9 тику террористического воздействия на принятие решений органами государственной власти и связанные с устрашением населения формами противоправных насильственных действий. Идеология насилия подразумевает систему взглядов и идей, в которых осознаются социальные конфликты и предлагаются варианты применения насильственных действий для их решения. Практика террористического воздействия основывается на осознанном выборе устрашающего насилия как инструмента достижения субъектом терроризма своих целей. Террористическая деятельность включает в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, организованной группы для реализации террористического акта; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма.

Террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения имущественного ущерба, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений. Понятие «терроризм» часто используют как синоним понятий «террор», «агрессия», «геноцид», считая их массовым насилием. В своих характеристиках они имеют много общего, но есть и отличия. Несмотря на то, что и террор, и терроризм основаны на использовании устрашения и насилия для достижения своих целей, их смысловое и правовое содержание различно. Если терроризм – это деятельность с использованием насильственных методов, присущая оппозиционным политическим группам в борьбе за власть, то террор – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов. Оружием террора являются репрессии, а оружием терроризма – террористический акт.

Агрессия – понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства.

Геноцид (от греч. – род, племя и лат. – убиваю) – это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу. С 1948 г. геноцид признается в ООН международным преступлением.

 

ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРОРИЗМА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Без сомнения, на протяжении всей истории терроризма его главной причиной является социальное неравенство. И сегодня терроризм процветает преимущественно в наиболее отсталых и бедных и, в то же время, глубоко религиозных и традиционных странах. Но это не является общим правилом. Один из самых громких террористических актов этого десятилетия – расстрел Брейвиком более 70 своих соотечественников, произошел в цивилизованной и благополучной Норвегии. Существование различных форм терроризма, опирающихся на разработанные социально-философские концепции или деидеологизированных, вооруженных лишь примитивными, упрощенными идеями, меняющиеся исторические оценки, когда невозможно провести четкую грань между революционером и террористом, широкое манипулирование терминологией терроризма теми или иными политическими силами и много других факторов, затрудняют ясное понимание феномена терроризма. И всѐ же любые проявления терроризма имеют нечто общее: это такое понимание террористом мира, себя, других людей, которое делает оправданным в его глазах убийство совершенно случайных людей, или других противоправных действий насильственного характера для реализации своих идей. Речь, таким образом, идѐт о мировоззренческих аспектах терроризма, о его мотивационно-ценностной и социально-философской основе, о таких идеях, которые оправдывают неадекватное насилие. Невозможно выработать эффективные формы противодействия терроризму, не ответив на фундаментальный вопрос: таится ли способность к чрезмерному злу в самой природе человека или это результат деформации человеческой природы? Это требует ответствен- 55 ного и объективного, вне идеологем и стереотипов, анализа природы человека и социокультурных условий формирования конкретной личности, которые всегда представлены в еѐ мировоззрении. Поэтому важен анализ как содержания мировоззрения (особенно, системы ценностей) человека, ставшего террористом, так и условий, в том числе, методологии формирования его мировоззрения.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению социально-опасных групп и личностей, навыки безопасного поведения. Именно в контексте тренинга можно провести самодиагностику склонности к отклоняющемуся поведению выработать умения достигать личных целей, демонстрировать свою индивидуальность приемлемыми способами. Для подготовки тренинга по вопросам профилактики экстремизма и терроризма необходимо учесть следующий алгоритм: 1. Определить особенности тренинга. 2. Знать контингент, для которого организуется тренинг. 3. Предусмотреть этапы проведения тренинга. 4. Провести тренинг. 5. Провести рефлексию и оценить результаты тренинга. Начнѐм с того, что тренинг – это направление, активно развивающееся на протяжении последних 40 лет, в основе которого лежит обучение социально-психологическим явлениям и навыкам. В основе тренинга или Т-групп лежит идея о том, что именно в группе люди воздействуют друг на друга и эффективно изменяют свои установки и поведение. Основоположник Т-групп – К. Левин утверждал, что для обнаружения и изменения неадаптивных установок и выработки конструктивных способов поведения, человеку необходимо видеть себя таким, каким обычно его видят другие [5]. Тренинг имеет множество научных и житейских определений, мы будем учитывать определение Ю.Н. Емельянова, который определяет его как группу активных методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [1]. В контексте рассматриваемого вопроса о профилактике экстремизма и терроризма в молодѐжной среде и в ВУЗе основной целью 192 тренинга является повышение социально-психологической, правовой компетентности. Задачи тренинга: 1. Закрепление знаний по психологии экстремизма и терроризма, психологии группы, содействие в формировании у участников тренинга установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов. 2. Формирование умений и навыков эффективного общения, норм социального поведения, характерного для гражданского общества. 3. Развитие способностей в самодиагностике, адекватному восприятию себя, других людей и их взаимоотношений; коррекции и развитии установок, определяющих успешное взаимодействие с людьми. Основываясь на работах В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящѐвой [2], которые предложили разновидности задач тренинговой работы, можно определить следующие виды тренинга. Таблица 1 Виды тренинга и их особенности Вид тренинга Особенности 1.Тренинг делового или профессионального общения Разрабатываются тренинговые программы «Тренинг партнѐрского общения», «Тренинг ведения переговоров», которые используются при повышении квалификации педагогов, врачей, психологов, юристов, менеджеров и других специалистов. В их деятельности общение является профессионально значимым. 2.Перциптивноориентированный тренинг или тренинг сенситивности Целью такого тренинга является обострение чувствительности к групповому процессу, к поведению других людей. Среди основных задач определены: 193 Окончание таблицы Вид тренинга Особенности 1) формирование и развитие способности прогнозировать поведение других людей и предвидеть результаты собственного воздействия; 2) развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты. С.И. Макшанов предлагает виды тренинговых программ, которые можно классифицировать и как виды тренингов [3]: 1. Тренинг по программам сенситивности, направленный на развитие сенситивной способности, без актуализации которой затруднено правильное понимание личностных качеств и состояний партнеров, отношений, складывающихся между людьми ведущим методическим средством сенситивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые дают разнообразный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, позволяющую каждому участнику развивать свои сенситивные способности. 2. Программы интеллектуального тренинга. К интеллектуальным программам относятся тренинги креативности, принятия решений, гибкости мышления, стратегического мышления и т.д. Основные изменения, получаемые в интеллектуальном тренинге, происходят в характеристиках процесса трансформации образов: точности, быстроты, оригинальности, в навыках управления инсайтными формами мышления, структурирования информации. 3. Регулятивные программы, направленные на развитие навыков самоуправления, целеполагания, уверенности в себе, волевого потенциала личности. К ним относятся различные модификации методов 194 психосаморегуляции, мотивационный тренинг, тренинг уверенности в себе, тренинг философии и стратегии жизни. 4. В четвертую группу входят программы тренинга специальных умений, к которым относятся программы тренинга ведения переговоров, тренинга формирования команды, тренинга разрешения конфликтов. Из перечисленных видов тренинга в контексте рассматриваемой проблемы целесообразно использовать тренинг философии и стратегии жизни и тренинг специальных умений по разрешению конфликтов и эффективному общению, поскольку экстремистские тенденции и терроризм как явления имеют в своей основе именно конфликтную природу личности и групп. Рассмотрим алгоритм тренинга, который строится исходя из блоков, представленных ниже: 1) блока обеспечения работоспособности группы; 2) блока формирования мотивации у участников; 3) информационного блока; 4) обучающего блока; 5) личностного блока; 6) завершающего блока. Подробнее остановимся на рассмотрении содержания каждого блока тренинга: 1. Блок обеспечения работоспособности группы включает в себя следующие элементы: а) вступительное слово, где ведущий представляет цель, задачи, ход и принципы тренинга по профилактике экстремизма и терроризма; б) процедуру знакомства, которая предусматривает выбор имени, формы обращения, обмен участниками личностной информацией о себе; 195 в) обсуждение участниками ожиданий от занятий, своих сомнений, пожеланий; г) ритуал принятия участниками правил работы в группе; д) дополнительные мероприятия, повышающие работоспособность группы и каждого участника, например: психогимнастические упражнения на концентрацию и устойчивость внимания. 2. Блок формирования мотивации организован таким образом, что участники получают возможность проанализировать особенности своего поведения в различных ситуациях взаимодействия, услышать мнение других членов группы о том, как выглядит их поведение со стороны, какое впечатление оно производит на других людей и т.п. Основными средствами обеспечения мотивации являются групповые дискуссии, ролевые игры, проигрывание личностных проблем. Так, темами дискуссий могут быть «Личность террориста – это нормальная личность или отклоняющаяся от психологической нормы», «Может ли семья быть источником возникновения экстремистских наклонностей личности» и т. п.; ролевые игры могут быть организованы по темам «Суд над террором как социальным явлением», в которой игра построена на принципах и ролевых функциях судебного процесса. Блок формирования мотивации предусматривает анализ и осознание участниками тренинга своих ошибок в процессе взаимодействия с другими людьми, повышает у участников неуверенность в своей дальнейшей успешности и вводит их в состояние исследовательского поиска. Поведение участников на данном этапе переводится с импульсивного на объективированный уровень (уровень осознания) благодаря использованию в ходе занятий важнейшего методического средства «обратная связь». Блок формирования мотивации обеспечивает возможность перехода участников к обучению. 3. Информационный блок тренинга направлен на приобретение участниками группы конкретных знаний, касающихся психолого-пра- 196 вовых основ терроризма и экстремизма: основных понятий, детерминирующих факторов, особенностей личности террориста и жертвы, особенностей поведения при возникновении угрозы терроризма, правил поведения, предусматривающих проявление взаимопомощи, терпимость, положительный фон при общении с людьми разных национальностей, возрастов и статусов зависимости и др. Основными средствами получения информации являются групповые дискуссии, минилекции, диалоги участников. 4. Обучающий блок тренинга предназначен для формирования адаптивных установок во взаимоотношениях с другими людьми, развития умений и навыков в соответствии с тематикой тренинга. Так, в тренинге профилактики экстремизма и терроризма в ходе ролевых игр и психогимнастических упражнений возможно учитывать развитие и закрепление умений, необходимых для эффективного неконфликтного общения в процессе восприятия и взаимодействия с собеседником, а также обмена информацией с ним. Например, это умения адекватно отражать эмоциональное состояние и мотивы поведения собеседника; умения выбрать подходящие ситуации позицию и дистанцию в общении, создать благоприятный для общения климат отношений; умения активного и нерефлексивного слушания и др. 5. Личностный блок тренинга направлен на осознание участниками своих установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей и их различного влияния на других людей. В ходе этого этапа целесообразно провести самодиагностику на выявление отдельных проявлений девиантного поведения, включающего вовлеченность в молодежные группы деструктивной направленности; выявление особенностей ценностно-смысловой сферы личности. С этой целью участникам тренинга можно предложить следующие тестовые методики: – Методика диагностики к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.); 197 – Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности, либо мотивационной тенденции (тесты Оллпорта-Вернона-Линдсея, Эдвардса, ОА и др.); – Методики, направленные на исследование целостной системы или иерархии ценностных ориентаций личности (тесты Рокича, Шварца); – Проективные методы изучения ценностно-смысловой сферы личности (методики Кантрила, Оллпорта-Гилеспи); – Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы (САТ, УСК); – Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций(PIL, СЖО). 6. На завершающем этапе тренинга происходит следующее: а) во-первых, участники говорят о себе: что дало участие в тренинге каждому из них, что показалось полезным в работе тренинговой группы, чего не хватило; б) во-вторых, участники тренинга дают обратную связь друг другу, что помогает эффективно общаться; в) в-третьих, участники прощаются, при этом обмениваются телефонами, адресами, договариваются о дальнейшем сотрудничестве. Итак, мы рассмотрели методику реализации тренинга на примере тренинга по профилактике экстремизма и терроризма в молодѐжной среде. Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. В этой связи построенный таким образом алгоритм и его содержание дают возможность получить информацию о предупреждающих явлениях, обеспечить работу в группах и проанализировать личностные особенности мотивации, индивидуально-психологические особенности личности.

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДОКУМЕНТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». 2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». 4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму». 5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». 6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. 8. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. 9. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 г. 10. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 гг., утвержденный Президентом РФ от 26.04.2013 г. № Пр-1069. 11. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму». 12. Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму». 13. Указ Президента от 31 декабря 2015 г. №683 «О стратегии национальной безопасности». 14. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утв. Президентом РФ 28.11.2014 г. №Пр.-2753. 15. Указ Президента РФ от 02.09.2012 г. №1258 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении состава Национального антитеррористического комитета по должностям и внесении изменений в Указ Президента РФ от 15 февраля 2016 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» и в состав Федерального оперативного штаба по должностям, утвержденный этим Указом».

 

ГЛОССАРИЙ

Агрессия – 1) понятие современного международного права, которое проявляется в применении силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства; 2) форма поведения участников конфликта, характеризующаяся враждебностью (дезинформация, обвинения, подрыв авторитета).

Аддитивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддитивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Аль-Каида (с арабского – основа, фундамент) – разветвлѐнная исламская террористическая организация. Основана в 1988 г. выходцем из Саудовской Аравии Усамой бен Ладеном при помощи спецслужб США для борьбы с СССР в Афганистане. Членами Аль-Каиды являются выходцы практически из всех исламских стран. Именно Аль-Каида совершила самый масштабный террористический акт, разрушив башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11.09.2001 г.

Анархизм– леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Аттрактор – термин синергетики, обозначающий ядро роста будущей структуры. Таким ядром, например, для человека с неустойчивой системой ценностей, или в неблагоприятном социальном положении, может оказаться некая идея, или событие, или ещѐ что-то, что приведѐт его к экстремизму и терроризму.

Бифуркация – термин синергетики, обозначающий зоны неустойчивости сложной системы, в которой случайное или направленное воздействие на систему может кардинально изменить характер еѐ развития. В частности, объясняет природу особой чувствительности молодых людей, не «нашедших себя», к воздействию экстремистской пропаганды. 213

Ваххабизм – исламское религиозно-политическое учение, основанное в Аравии в XVIII веке М. Ибн-Абдель Ваххабом. Проповедует восстановление чистоты изначального ислама. Виктимология (лат.victima–жертваигреч.logos-учение) – криминологическое учение о жертвах преступления, о типичных свойствах физических и юридических лиц, превращающих их в объекты преступных посягательств и определяющих характер и степень их криминальной уязвимости, а также о способности жертв преступлений самостоятельно защищать свои интересы от преступных посягательств и средствах повышения этой способности.

Геноцид – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу. С 1948 г. геноцид признаѐтся в ООН международным преступлением. Гиперкомпенсация (греч. hyper + лат. сompensare – уравновешивать; возмещать) – термин А. Адлера, обозначает неадекватный путь преодоления комплекса неполноценности, чреватый нарушением поведения. Это, к примеру, агрессия по отношению к более слабым, болезненное фантазирование с представлением в них себя сильным, жестоким, стремление навредить более успешным людям, геростратизм.

Глобализация – объективный процесс международной интеграции как следствие бурного роста международной торговли и формирования мировой рыночной экономики. Это приводит к унификации экономических процессов, стандартизации законодательства, демократизации политических систем и большей взаимосвязанности мира в целом. Глобализация сопровождается рядом негативных явлений – ростом миграционных потоков, разрушением национального суверенитета государств, унификацией национальных культур, в основном по западному образцу (вестернизация), что вызывает рост социального напряжения в странах с традиционной культурой или авторитарными режимами. Группа риска – собирательное определение для представителей населения наиболее уязвимых к определенным социальным обстоятельствам.

Девиантное поведение – это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Социальный контроль – механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования. 214

Дискриминация – социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств.

Духовность – внутренний опыт человека, связанный с постижением высших духовных ценностей – истины, добра, красоты. В религиозном понимании – устремлѐнность человека к Богу, проявляемая в вере и соответствующих религиозных практиках (молитва, обряды, религиозные традиции и т.п.).

Идентичность – осознание определѐнной социальной группой своей целостности и устойчивости и, соответственно, осознание отдельной личностью своей принадлежности к этой группе на основе общих социокультурных характеристик (прежде всего, ценностей).

Идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и ценностей, отражающая интересы определенных социальных групп, движений и партий к действительности. Развитая идеология принимает форму учения, определяющего характер политических действий.

Идеология леворадикальная – термин для обозначения учений о радикальных, как правило, насильственных, в том числе с применением террора, способах достижения социального равенства в форме бесклассового, безгосударственного общества на основе общественной собственности. К леворадикальным движениям относятся анархисты, маоисты, троцкисты, левые коммунисты.

Идеология ультраправая – термин для обозначения учений, утверждающих невозможность социального равенства в силу природного превосходства одних и неполноценности других людей. Для ультраправых движений характерны антимиграционные и антиинтеграционные (антиглобалистские) позиции. Ультраправая идеология обычно включает в себя авторитаризм, национализм, фундаментализм, расизм, фашизм и ксенофобию (страх и ненависть в отношении представителей других рас, культур, народов, верований). К ультраправым движениям относятся неофашисты, неонацисты, антикоммунисты.

Идеология экстремизма – система взглядов и идей, представляющих насильственные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов.

Интернационализм – идеология, утверждающая дружбу и сотрудничество между народами; противопоставляется таким негативным явлениям, как нацизм и ксенофобия. Каналы распространения идеологии терроризма – совокупность технических и иных средств, обеспечивающих доведение идеологии терроризма до объектов идеологического воздействия (сеть Интернет, распространение печатной продукции, проповеди и личные контакты). 215

Компенсаторные механизмы (от лат. compensate – возмещение…) – первичные адаптивные рефлекторные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами обстановки. К. м. – динамичные, быстро возникающие физиологические средства аварийного обеспечения организма. Они мобилизуются, как только организм попадает в неадекватные условия, и постепенно затухают по мере развития адаптационного процесса. К. м. служат составной частью резервных возможностей организма. Обладая высокой эффективностью, К. м. могут поддерживать относительно стабильный гомеостаз достаточно долго для развития устойчивости форм адаптационного процесса. К. м. относятся к выраженным защитным реакциям организма. Последние в процессе развития совершенствуются: на их основе формируются условно-рефлекторные реакции на обстановку, возникают физиологические системы, обеспечивающие организму необходимую сопротивляемость и целенаправленное поведение в неадекватных условиях обстановки. Вместе с тем наряду со специфическими компенсаторными реакциями в организме могут возникать и неспецифические реакции отчетливо стрессовой направленности.

Конвенция – термин для обозначения международного договора. Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Конфессия – объединение верующих в рамках одной религии или придерживающихся особого истолкования ряда религиозных догматов внутри одной религии (например, православные, католики, протестанты внутри христианства).

Ксенофобия – страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, и поэтому опасного и враждебного.

Либерализм – 1) образ мышления и деятельности, для которого характерна независимость по отношению к традициям, стремление к активному самоопределению в мире; 2) совокупность социально-политических учений, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного принуждения по отношению к индивиду.

Манипулирование – способы скрытого психологического и социального управления сознанием и поведением граждан с целью принудить к определѐнным действиям (или бездействиям) в интересах субъекта, осуществляющего манипуляцию.

Маргинальность– социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо 216 социальными группами (например, мигрант или безработный), что накладывает определенный отпечаток на его психику (агрессивность, эгоцентризм, нравственное падение).

Мессианство – идея о богоизбраничестве отдельного народа или религии для выполнения особой предопределѐнной роли (миссии) в истории человечества. Мигрантофобия – предубеждение и дискриминация против беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище. Мировоззрение – совокупность обобщѐнных представлений человека о мире, себе и своѐм месте в мире. Часто используется синоним «картина мира» или «модель мира»: «…мнения и поступки людей в значительной степени направляются и диктуются некой моделью мира. Эта модель – как правило, в целом здравая и реалистичная – обобщает опыт и сокровенные убеждения человека и выполняет роль своеобразной ментальной карты, с которой он сверяет свои поступки и ориентируется среди вещей и событий реальной жизни» (Дж. Холтон).

Мифологема – термин, обозначающий устойчивые мифологические сюжеты и образы, определяющие нормы поведения и духовные ценности.

Мифология – способ осмысления и понимания мира на основе его иллюзорного восприятия. В мифологии отсутствует чѐткое разделение объекта и субъекта, предмета и знака, причины и следствия, вместо логической аргументации используются метафоры, основанные не на существенных связях, а на внешнем сходстве. Мифология играла и играет огромную положительную роль во многих сферах общества. В то же время, мифотворчество использовалось и используется сегодня, в том числе, идеологами экстремизма и терроризма, для манипулирования сознанием. Наркомания – повторное использование психоактивного вещества в таких количествах, что потребитель периодически или постоянно находится в состоянии интоксикации, с большим трудом добровольно прекращает их употребление, а также проявляет решимость добыть психоактивные вещества любыми средствами.

Нацизм (национал-социализм) – идеология, основанная на утверждении превосходства одной нации над другими в пределах одного государства или даже в мировом масштабе; как правило, нацистская идеология сопряжена с проявлениями экстремизма.

Национализм – идеология, отстаивающая ценность нации как высшей формы общественного единства и основы государства; нередко используется экстремистскими организациями. В условиях многонационального государства может привести к негативным последствиям, поскольку служит оправданием дискриминации людей по расовому или этническому признакам. Национальная политика – целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями и народностями, закреплен- 217 ная в соответствующих политических, юридических документах. Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, проявляющихся в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями, народностями. Носители террористической идеологии – лица и организации, заинтересованные в разработке и распространении идеологии терроризма, а также подпавшие под еѐ влияние и действующие по еѐ распространению или в соответствии с еѐ призывами.

Патриотизм – любовь к Родине, готовность подчинить личные интересы интересам своего народа; как положительный нравственный принцип противопоставляется радикальным формам национализма. Политический терроризм – терроризм: а) преследующий политические цели; б) оказывающий давление на те или иные политические структуры с целью устрашения и подавления политических противников; в) использующий те или иные элементы политической системы. Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и устранению причин, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

Психология аддикций – наука, изучающая зависимое поведение. Аддикция представляет собой навязчивое желание выполнять какую-либо деятельность или острую потребность в ее совершении. С недавних пор мнение насчет подобных расстройств кардинально изменилось, и наркотическая зависимость рассматривается в одном ряду с поведенческими отклонениями.

Аддикция – это заболевание, которое можно условно поделить на 2 основных категории: химическая (субстанциональная, или физическая); поведенческая (несубстанциональная, или психологическая).

Радикализм – тип политического мышления и действия, предполагающий решительное изменение основных политических институтов общества с применением крайних, насильственных методов.

Расизм – совокупность воззрений, в основе которых лежат представления о физической и умственной неравноценности человеческих рас; о разделении людей на «высшие» и «низшие» расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Расистская идеология является одним из наиболее распространенных обоснований экстремизма различного толка.

Самореализация личности – стремление личности самостоятельно реализовать собственную сущность, преобразуя мир в соответствии с этой сущностью. 218 Секта – религиозная организация, отвергающая ценности остального общества и требующая от своих членов подчинения и исполнения соответствующих ритуалов.

Сепаратизм – политическое движение, цель которого – отделение от государства части территории и создание на ней собственного государства.

Синергетика – теория самоорганизации любых сложных систем и процессов.

Социализация – процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.

Субкультура – система убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от культуры большинства общества.

Ратификация – утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства, а также международных конвенций.

Социальная дезадаптация – это явление, характеризующееся асоциальным поведением и нарушением процесса социализации. Синдром заложников («Стокгольмский синдром») – это психологическое состояние человека, которое возникает в результате захвата его в заложники и длительного контакта со своими захватчиками. При этом заложники начинают симпатизировать бандитам, а иногда даже отождествлять себя с ними. Террор – 1) устрашение своих противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения; 2) жесткое запугивание, насилие над личностью, большими социальными группами, обществом в целом.

Террористическая деятельность – деятельность, включающая: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступной организации для реализации террористического акта, а также участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения имущественного ущерба либо наступления иных последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Толерантность – социологическое понятие, обозначающее терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Тоталитаризм – система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной власти господствующей элиты, организованной в целостный военнобюрократический аппарат и возглавляемый лидером («вождем», «фюрером», «дуче» и т.п.).

Утопия – воображаемая, не способная существовать реально, модель идеального общества. Фанатизм (лат. – исступлѐнный) – слепая, страстная, категоричная приверженность делу, идеологии, религии; крайняя нетерпимость к другим взглядам.

Фашизм – обобщенное название ультраправых идеологий и соответствующих им политических режимов диктаторского типа. В основе ее идеологии лежат концепции расового превосходства одних народов над другими, националистические лозунги, использование экстремистских методов в достижении политических целей.

Фундаментализм – общественно-политическое движение, идеология, характеризующаяся радикальным неприятием модернизации общества, приверженностью традиционным религиозным, общественным, этическим принципам. Как правило, возникает в периоды социальной и политической нестабильности.

Фундаментализм религиозный – религиозные учения и практики, свойственные любой религии и призывающие к возвращению к традиционным основам данной религии. Буквально воспринимают религиозные учения и тексты священных книг, отвергают альтернативные истолкования священных текстов, требуют строгого исполнения всех религиозных предписаний. Это форма сопротивления атеистическим тенденциям.

Фундаментализм исламский – религиозно-политическое движение, требующее увеличения места и роли религии в обществе, преобразования всей системы социальных, политических и экономических отношений не только в исламских странах, но и во всем мире, в соответствии с исламскими ценностями. Наибольшее развитие получил в таких странах, как Египет, Судан, Тунис, Иордания, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Пакистан. Ценность – важность, значимость, полезность чего-либо. Субъективная оценка идей, объектов, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека и важны для него. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров и мотивации деятельности человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, утверждаемой в Конституции РФ (ст. 2). Человека природа – врождѐнные существенные качества, характерные для любого человека и отличающие его от остальных живых существ 220 (наличие способности к разуму, целеполаганию, трудовой деятельности, созданию ценностей и т.п.).

Шовинизм – крайняя, наиболее опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации.

Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам; действия направлены на насильственный захват власти или удержание власти, на насильственное изменение конституционного строя государства или посягательство на общественную безопасность, в том числе организация незаконных вооруженных формирований или участие в них.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Этноцентризм – свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.